Шемонаиха

9 августа 2011 - Администратор

Шемонаиха — город в Казахстане, центр Шемонаихинского района Восточно-Казахстанской области.

Шемонаихинский район

Шемонаихинский район Семипалатинского округа был образован 17 января 1928 года согласно проекту административно-территориального районирования, утвержденному второй сессией ЦИК Казахской АССР шестого созыва. В состав района вошли: Шемонаихинская волость; правобережье Убы Краснооктябрьской волости (Большереченский и Алееновский сельские Советы; Убинская волость (без сел Убинское на Иртыше, Пьяноярское, Алексеевское); Калининская волость (Красноярский, Вавилонский, Ново-Шульбинский, Таврический, Сахновский сельские Советы).

В 1932 году Шемонаихинский район вошел в административно-территориальные границы вновь образованной Восточно-Казахстанской области.

После 1935 года из административно-территориальных границ Шемонаихинского района отошли Таврический, Пьяноярский, Ново-Шульбинский, Красноярский – на - Убе, Уба-Форпостовский сельские Советы.

В 1938 году Постановлением Президиума Казахской ССР № 132 от 29 марта село Шемонаиха было преобразовано в рабочий поселок. На этот период, кроме вновь образованного Шемонаихинского поселкового Совета, в районе действовали следующие сельские Советы: Михайловский, Спасский, Выдрихинский, Сугатовский, Верх-Убинский, Рулихинский, Межовский, Большереченский, Кировский, Каменевский, Вавилонский, Разинский, Малороссийский, Кабаноразинский.

В 1939 году из Шемонаихинского района в состав вновь образованного Верх-Убинского района отошли Верх-Убинский, Выдрихинский, Большереченский, Кировский, Кабаноразинский сельские Советы.

11 июня 1959 года Шемонаихинский район был укрупнен за счет ликвидированного Верх-Убинского района согласно Указу Президиума Верховного Совета Казахской ССР. В состав укрупненного района вошли Шемонаихинский и Пахотинский поселковые Советы, Верх-Убинский, Выдрихинский, Сугатовский, Рулихинский, Разинский, Каменевский, Кировский, Попереченский, Большереченский, Вавилонский, Октябрьский сельские Советы.

В 1961 году рабочий поселок Шемонаиха был преобразован в город Шемонаиха районного подчинения.

В 1963 году в административно-территориальные границы Шемонаихинского района вошли Убинский сельский Совет (сс.Убинка, Убаредмет) и Зевакинский сельский Совет (сс.Зевакино, Ново-Ильинка, Шахово, Барашки) после ликвидации Предгорненского района.

В 1965 году в состав Шемонаихинского района вошел поселок Первомайский, ранее относившийся к Глубоковскому району, на основании Указа Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 31.12.1964г.

29 августа 1967 года решением исполнительного комитета Восточно-Казахстанского областного Совета депутатов трудящихся № 442 населенный пункт Усть-Таловка был отнесен к категории рабочих поселков. 1 октября 1967 года был избран Усть-Таловский Совет депутатов трудящихся.

В 1976 году Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 25 марта в селе Барашки был избран Барашевский сельский Совет.

В настоящее время территория Шемонаихинского района составляет 3960 кв.км, численность населения составляет 50 тысяч человек. На территории района расположены: 1 город-Шемонаиха, 2 поселка-Первомайский и Усть-Таловка, 8 сельских округов - Вавилонский, Волчанский, Верх-Убинский, Выдрихинский, Зевакинский, Каменевский, Октябрьский, Разинский.

В районе проживают представители более 50 национальностей: казахи-5123 человека, русские - 40885 человек, немцы-2070 человек, украинцы-628 человек, белорусы-258 человек и другие.

А история Шемонаихи начиналась задолго до образования района…

В 1766 году на берегах светлой реки Убы было основано село Шемонаевское, так прежде называли Шемонаиху. Вот что пишет о Шемонаихе в своих воспоминаниях Георгий Тимофеевич Андронов – участник исторического Шемонаихинского крестьянского восстания 1918 года, участника двух войн: первой мировой 1914 года и Великой Отечественной 1941-1945гг., документы которого поступили в Государственный архив района в составе личного фонда Белозерова Д.К:
«… Я уроженец Шемонаихи. Это одно из старейших сел Алтая, возникшее еще до петровских времен. Первые жители в нем были крестьяне, бежавшие из Центральной России от невыносимого гнета крепостничества и церковных реформ. По рассказам стариков свое название село получило по имени государственного «преступника», который боролся против произвола царизма и затем скрывался от преследования царской охранки в верховьях речки Алтай, названной впоследствии Шемонаихой. Отсюда и название села.

Шемонаиха значительно увеличилась после отмены крепостного права. Вокруг села появились хутора: Камышинка, Попереченский, Спасский, Медведка, Березовка, Межовка и другие. До Советской власти они назывались заимками и обслуживались Шемонаихинской сельской управой. Перед революцией 1917г. в Шемонаихинской сельской управе насчитывалось около 6000 жителей.

Шемонаиха являлась центром Александровской волости, входившей в Змеиногорский уезд Томской губернии. Эта волость включала такие крупнейшие теперь районы как Шемонаихинский, Бородулихинский, Ново-Шульбинский Казахской ССР и ряд сел Алтайского края. Это села Екатериновка, Плоское, Ново-Алейское и другие. Александровская волость до 1892 г. была Бийского уезда Томской губернии. С незапамятных дней и до самой Октябрьской революции в Шемонаихе коренился обычай «помощи беглым». У каждого дома на специальную полочку хозяин оставлял на ночь хлеб, молоко и другие продукты. Все это предназначалось для неизвестного прохожего, борцов против царизма и скрывавшихся в лесах Алтая от преследования.

Далее Андронов Г.Т. описывает события конца девятнадцатого начала двадцатого веков, происходивших в Шемонаихе, участником которых был он сам и его семья.

Об этом неспокойном времени и всемирно известные романы «Вечный зов» и «Тени исчезают в полдень» Анатолия Иванова – уроженца Шемонаихи. Вот, что он писал в очерке «Преобразование», опубликованного в газете «Правда» 6 ноября 1978 года о городе Шемонаиха «Не на всякой карте он обозначается… а если кто и слышал о нем, вряд ли укажет, где он находится. От Москвы скорым поездом ехать до Шемонаихи трое суток, а самолетом надо сперва около четырех часов лететь до Усть-Каменогорска, а потом еще два часа добираться на автомашине, ехать все на север, на север, мимо сел и поселков, в которых крупные зернообрабатывающие и животноводческие комплексы соседствуют с рудными предприятиями, мимо высокого каменного утеса, под отвесными скалами которого плещется озеро, до светлой реки Убы. И сразу же за Убой, окаймленной каменистыми сопками, на склоне плодородной лощины и лежит небольшой городок Шемонаиха. Впрочем, Шемонаиху можно назвать и Шантарой, а Убу - Светлихой – под такими названиями они описаны в моих романах «Тени исчезают в полдень» и «Вечный зов». Шемонаиха – это моя родина, здесь я родился, здесь научился различать волнующие запахи распаханной весной земли и росных летних лугов, раскаленных зноем каменных гор и покрытых толстым снежным покровом полей, здесь впервые познал высочайшие взлеты человеческого духа и мрачные глубины нравственного падения людей».

Каменный утес, упомянутый в очерке и романе, теперь именуется Марьиным и является достопримечательностью Шемонаихи.

Достопримечательностью является и автомобильный мост через реку Убу. В начале шестидесятых годов прошлого столетия эта была грандиозная стройка. Строительство моста было обусловлено экономическим развитием района и ростом числа его жителей. В 1962 году новый мост был сдан в эксплуатацию. Тогда же началось промышленное освоение Николаевского карьера, возведение меднохимического комбината-флагмана цветной металлургии на Шемонаихинской земле.

В 1964 году был построен первый четырехэтажный жилой дом, с него началось возведение нового современного многоэтажного микрорайона.

Так рос и продолжает развиваться город на Убе. В настоящее время в городе действует 15 промышленных предприятий. Далеко за пределами района известно ТОО «Исток», выпускающее 27 видов молочной продукции. Большие объемы выпуска были бы невозможными без высокого уровня молочного животноводства в крестьянских хозяйствах района. Не случайно, именно шемонаихинцы первыми в стране преодолели пятитысячный рубеж по надоям молока.

И не только этим известны шемонаихинцы. Они идут вперед, развивают и обогащают добрые традиции своего края.

 

Информация взята с сайта 

www.arhiv.vko.gov.kz/region_11.htm
 

Комментарии (2)
0 # 9 сентября 2011 в 20:40 0
интересная информация
Владимир # 8 февраля 2014 в 19:27 0
А почему история начинается с 1928? Раньше Шемонаихи не было? Район да, но сама то Шемонаиха древнее. Молодому поколению объясните.
Нравится

← Назад